Инновационный проект «Умный детский сад»


развернуть


Доклад на Международной научно-практичной конференции «Педагогика высшей школы в XXI столетии: современное положение и перспективы развития»


Инновационная деятельность при подготовке будущих воспитателей.

Инновационную деятельность можно разделить на два уровня: теоретические инновации и практические инновации.

На теоретическом уровне делается поставка проблемы, исследуется исторический опыт, формируются гипотезы.

На практическом уровне происходит внедрение новых знаний. Именно на этом уровне создаются новые методики, разрабатываются алгоритмы и программы.

Подготовка будущего специалиста ВОСПИТАТЕЛЯ состоит из теоретической части и практической. Изучив программу подготовки воспитателей- психолоов и воспитателей-логопедов Южноукраинского Педагогического университета им. Ушинского мы хотим отметить что курс полный, всеобъемлющий. Однако, молодой специалист помимо сильной теоретической базы должен уметь на практике применить свои знания. Вопросы организации практической подготовки будущих воспитателей в современных условиях очень непростые. Так как базовое учебное заведение должно соответствовать современным требованиям.

Я хочу рассказать и продемонстрировать как решаются на практическом уровне вопросы подготовки будущих специалистов на базе ДЦ «Островок».

При создании данного учебного учреждения были поставлены несколько целей:

1. Обеспечить условия для создания развивающего обучения дошкольников.

2. Организация новаторского центра – как базового для практической подготовки будущих воспитателей-учителей.

Хочу отметить, что идея о том, что обучение должно быть РАЗВИВАЮЩИМ не является новаторской. Ее сформулировал в 30-х годах Л. Выгодский. Однако именно практическая реализация выдвинутых теоретических идей в нашем случае является новаторской.

Инновации в педагогической деятельности мы разделим на следующие классы:

1. Технологические

2. Организационные

3. Методические

А теперь подробнее о каждом классе.

В нашем ДЦ широко применяются современные информационные технологии и при организации обучения детей и при организации взаимодействия с родителями.

Из технических средств – 10 ПК, электронная доска, мультемедийный проектор, специальное программное обеспечение позволяющее объединять ПК в единую локальную сеть. При этом информация с каждого ПК выведена на монитор учителя. Применение этой технологии позволяет организовать индивидуально-групповое обучение.

 

 

Электронная доска позволяет организовать наглядно-образное сопровождение учебного материала.

2 Организационные инновации.

Еще раз хочу подчеркнуть, что целью воспитания и обучения ребенка является его развитие. Для обеспечения поставленной задачи необходимо выполнение важных условий. В первую очередь – это организация всестороннего наблюдения за ребенком, составление заметок по 4 параметрам развития : социально-эмоциональное, физическое, умственное, развитие речи, составление анкеты и характеристики на каждого ребенка как минимум 2 раза в течении учебного года.

ВАЖНО!!! Мы не сравниваем детей друг с другом. Наша задача проследить динамику развития ребенка и определить его личный прогресс.

Как это работает

Учим воспитателей правильно делать заметки в течении дня. Убрав личное восприятие и эмоциональную окраску, передавать надо только факты.

Пример, Никита 3,2. Укусил девочку. На вопрос воспитателя: «Зачем он это сделал? Ответил: «Я комар!».

На основании такой заметки можно заполнить следующие пункты анкеты. Итак, в социально-эмоциональном развитии Никита еще не достиг первой ступеньки и находится на уровне «догоняющем», так как не умеет взаимодействовать со сверстниками. В интеллектуальном плане Никита по развитию воображения находится на 2 ступеньке. Имитирует, представляет нечто особенное. По развитию кругозора – первая ступенька. Знает, что комары кусаются. По развитию речи – вторая ступенька. Понимает вопросы, отвечает связным предложением.

Итак, заметка в основе анкеты, затем опираясь на анкету, составляется характеристика на ребенка и именно она является предметом обсуждения с родителями. Мы отправляем ее по электронной почте. Ждем отзывов, даем рекомендации по воспитанию ребенка дома.

При подготовке будущего воспитателя есть теоретический курс по организации взаимодействия с родителями детей. Это очень важный момент в воспитании. На практике все еще используются традиционные методы – групповое собрание и общение утром при приеме либо вечером.

В нашей практике мы организовали взаимодействие и с помощью современных ИТ. Электронная почта, воспитатель общается с родителями непосредственно и при этом в удобное время. У нас у каждого ребенка есть своя учебная папка в которой складываются все работы выполненные в течение всего учебного года. Как инновация – в нашем ДЦ установлено видеонабледение. В реальном режиме в течении дня родители имеют возможность через Интернет наблюдать за своим ребенком. За тем, как он взаимодействует с другими детьми, за его дисциплиной и т.д.

В рамках организационных инноваций я хочу рассказать об обучающей системе. Кратко можно сказать, что это база уроков. Основная идея создания такой системы – это коммуникация с родителями. Возможность повторить вместе с ребенком материал занятия. Есть еще очень важный момент – это дистанционное обучение. Любой маленький городок, имеющий доступ к Интернету может получать все современные программы развития и обучения. При этом, студенты, воспитатели, методисты в рамках обмена опытом могут участвовать в разработке занятий, обсуждении. Можно сказать, что это один из видов «открытого» урока.

3. Инновации в области методической деятельности

Существенным является то, что при организации учебного процесса мы уделяем много внимания на обучение начальной грамоте. Существует много исследований, которые показывают, что если ребенок обучился чтению в дошкольный период в дальнейшем он показывает высокие результаты в использовании письменной речи на протяжении всей своей жизни в сравнении с детьми обучившимся грамоте уже в школе. Более того, дети, которые приходят в первый класс обладая навыками чтения во всех дисциплинах демонстрируют, как правило, также высокие результаты. И тут ничего неожиданного нет. Сначала мы учим ребенка читать, с тем чтобы в последствии он мог ЧИТАЯ учиться.

Специально для малышей мы разработали и издали серию детских сказок, в которых героями являются Звуки и их изображение Буквы. Обучение чтению на этом этапе не является самоцелью, а происходит опосредованно. Дети просто попадают в сказочный, доступный для их восприятия мир, расширяют кругозор и пополняют словарный запас. Формируют знания о пространстве и времени. Не просто знакомятся с миром социальных отношений, а через драматизацию (инсцинировку) учатся жить во взрослом мире.

 

Подводя итог своего выступления

Итак, сущность инноваций в педагогической деятельности при подготовке будущих воспитателей – это прежде всего организация такого учебного процесса по завершении которого молодые выпускники смогут на практике реализовывать воспитательные задачи, применять современные методы и подходы, разрабатывать и формулировать новые идеи. То есть, высшая школа должна подготовить будущего учителя-воспитателя как творческую личность, способную самостоятельно совершенствоваться и развиваться будучи уже дипломированным специалистом.

Пользуясь случаем я хочу выразить огромную благодарность Раисе Ильиничне Хмелюк, Третьяку Александру Ивановичу, Ковалю Игорю Петровичу, Коновалову Андрею Петровичу и многим другим за огромную помощь в организации практических инноваций.


развернуть